Можно ли повторно использовать болты

Установка болта или другого крепежного элемента повторно допускается только с учетом уровня безопасности сборки и финансового фактора. Зачастую у рабочего нет основной информации по болтам – к примеру, испытывал ли узел повышенную рабочую нагрузку или не возникал ли чрезмерный его нагрев. Усталостные трещины сложно выявить, поэтому используется новый болт (иной крепежный элемент) в целях безопасности. Это также позволит уйти от юридических нюансов.

Допускается повторная установка болтов в случаях, если:

  • Об этом заявил разработчик узла;
  • Вышедший из строя болт не становится источником опасности, на пример, для работников, конструкции;
  • Этот узел не критически значимый;
  • Применяется временно или же в экстренной ситуации. Узел требует периодической проверки.

повторное использование болтов

Представленная диаграмма отражает взаимосвязь, возникающую при нагрузке крутящего момента и осуществляемого усилия затяжки. В качестве примерной ситуации использовался болт М8х1,75 8,8-го класса с гайкой 8-го класса, которые 10 раз затягивались до 58 Нм. В правой части смазку при сборке нанесли один раз и до начала испытаний. Для не смазанного узла среднее значение затяжки составляет 18,2 кН (+/- 40,3% — возникающее отклонение). На узле с нанесенной смазкой значение среднего усилия затяжки составляет 44,9 кН (+/- 2,5%).

Если крепление будет использоваться повторно, следует провести тщательный внешний осмотр гайки с целью выявления коррозионных очагов и имеющихся повреждений. Покрытие на крепеже не должно быть поврежденным или изношенным. Следует убедиться, что резьбе не деформирована, для чего используют новую гайку – ее пропускают по длине резьбовой нарезки. Далее проводят осмотр хвостовика крепежа для выявления мест отклонения диаметра «трения» – это свидетельствует о превышении границы текучести крепежа.
Проводят очистку зон контакта, тщательно очищают все стороны резьбы. Нужно воссоздать условия затяжки начальной сборки: соблюсти крутящий момент, использовать определенную смазку, инструмент. Это позволит достичь аналогичных усилий затяжки.

Если смазочное средство не использовалась при начальной сборке узла, то под давлением происходит истирание поверхностей резьбы в местах соприкосновения в процессе растяжения, увеличивается коэффициент трения между имеющимися поверхностями. При повторной установке и сжатии до первоначального уровня крутящего момента произойдет снижение нагрузки на зажим, поскольку возникает повышенный коэффициент трения. При каждом последующей установке крепежа будет происходить уменьшение нагрузки на зажим, поскольку происходит низкая предварительная нагрузка. Это может привести к множественным проблемам: усталостной деформации, появлению вибрации узла, появление эффекта самораскручивания.